- Константин Певчих
Как привлечь молодежь к науке
Пост обновлен 10 июня 2020 г.
В условиях постоянных социально-экономических преобразований, огромного потока новой информации и тенденции к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Поэтому сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения выпускника адекватно воспринимать возникающие проблемы в профессиональной области, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.
Для того чтобы рассмотреть возможности вовлечения студентов в научную деятельность, было проведено исследование мнения молодежи о науке и найти пути привлечения молодежи в научные исследования.
Итог по результатам исследования очевиден – молодежь не считает науку перспективным и достойным занятием.
Мероприятия по привлечению молодежи к науке должны проводиться на двух уровнях: на уровне учебного заведения и на уровне государства.
Рассмотрим возможные мероприятия и систему мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне учебных заведений.
Одним из факторов активизации научно-исследовательской работы студентов является характер организации НИРС в вузе. Особое внимание уделяется координации действий, направленных на поддержку НИР студентов и молодых ученых.
Важным фактором активизации и развития НИРС считается эффективная организация индивидуальной научно-исследовательской работы студента. Осуществление индивидуального подхода предполагает реализацию положений:
привлечение студентов к НИР еще с 1-го курса и непрерывное наблюдение за их профессиональным и научным ростом на протяжении всего периода их обучения в вузе;
наличие постоянной темы в течение нескольких лет обучения;
практическая направленность научно-исследовательской работы, возможность реализации научных разработок на практике;
наличие в качестве научного руководителя компетентного специалиста;
программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы выявлять талантливых студентов и стимулировать их научно-исследовательскую деятельность.
На уровне учебных заведений также должна проводиться работа по стимулированию преподавателей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью со студентами. Ведь не секрет, что многие преподаватели заставляют студентов формально выполнить проекты, которые потом можно будет использовать для отчета по НИР со студентами и не прилагают к эффективной их реализации никаких усилий. Работа, которая могла быть для студентов интересна и полезна, становится формальной, скучной и ненужной.
Заниматься наукой, должно быть интересно, престижно, и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе.
Предложим часть мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в науку:
Поддержка молодых ученых: поддерживать ученых на всех этапах их научной деятельности, начиная от мотивации в учебном заведении путем предоставления государственных наград за достижения в области объекта изучения и заканчивая вознаграждениями за каждый успешный проект. А так же обязать все организации ставить во главе команды реализующей проект, именно ученого, создавшего его.
Оснащение оборудованием лабораторий учебных заведений: большая часть учебных заведений не может существовать на самофинансировании, необходимо разработать программу по оснащению лабораторий учебных заведений современным и высокотехнологичным оборудованием.
Социальные гарантии: ученым необходимо дать гарантии того, что они не будут работать за «идею», необходимо увеличить размер заработной платы ученых.
Государственная ипотека: это может быть предоставление непосредственно денежных средств за выслугу лет на приобретение квартиры в любой точке страны или же в начале карьеры предоставить ипотеку на приобретение жилья, оплачиваемой государством.
Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволит повысить престижность научно-исследовательской деятельности, вовлечь в науку молодежь с ее современным видением и направить ее энергию на благо общества.
Как показали результаты исследования лишь малой части молодежи (5 %) интересно заниматься наукой. К сожалению, сами студенты, в большинстве своем, не заинтересованы в научно-исследовательской деятельности, в продвижении науки в России и считают это не перспективным и малооплачиваемым занятием. Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.
Сейчас у молодежи другие ценности и времени на занятия научной деятельностью они не находят. Необходимо изменять мнения молодежи о науке, популяризировать и пропагандировать ее.
